БИЗНЕС-РЕГИСТРАТОР

Москва +7 (495) 150 56 52

рабочие дни с 10.00 до 19.00

пятница до 17.00

База знаний предпринимателя

Как заведению общественного питания предлагать клиентам дополнительные услуги

Общепит
Дополнительные услуги в кафе
С 2021 года действуют новые Правила оказания услуг общественного питания. Революционных изменений нет, но есть уточнения, которые немного поменяют работу общепита. Предлагая клиенту дополнительные услуги, например, чтобы аниматор в детской комнате поиграл с ребёнком, надо сразу говорить, платные они или нет. А включать в чек сервисный сбор и чаевые можно только с согласия клиента

Что такое дополнительные услуги и как их правильно предлагать

Основная услуга в общепите — это приготовление еды и напитков, обслуживание клиентов и работа на доставку

Дополнительные услуги — это всё, что не связано с питанием. Кафе и рестораны могут за дополнительную плату проводить концерты, предлагать караоке, услуги детских аниматоров или поздравления именинников. Это законно

Предлагая клиенту дополнительную услугу, надо сразу предупредить, платная она или нет. А ещё — назвать цену и рассказать, что конкретно он получит за свои деньги. Это требования из п. 19 Правил оказания услуг общепита и ст. 10 Закона о правах потребителей

Дальше клиент решает, заказывать дополнительную услугу или нет. Если клиента не спросили или не предупредили, что услуга платная, а потом в чеке появилась дополнительная позиция, он вправе не платить. А если всё же заплатил, то может потребовать деньги обратно. Это его права из ст. 16 Закона о защите прав потребителей

Неправильно: официант принимает заказ у клиентов, через час в баре начинается платный концерт, плату за билет в 1 000 руб. клиентам включают в чек.
Правильно: при оформлении заказа официант говорит клиентам, что через час в баре начнёт петь такая-то группа, билет стоит 1 000 руб. за пять минут до начала он соберёт со всех деньги, но до этого времени можно спокойно сидеть и пить кофе

Сервисный сбор и чаевые: как нельзя делать

Обслуживание клиентов — это часть основной услуги общественного питания, а не отдельная услуга и не дополнительная. По ГОСТу 32692-2014 обслуживание бывает в разных формах — с помощью официантов, за стойкой, в формате шведского стола, курьерами при доставке заказов. Плата за любую форму обслуживания уже включена в цену каждого блюда и напитка из меню

Включать в счёт доплаты, комиссии, сборы и чаевые за сервис нельзя — с 1 января 2021 года это прямо запрещено пунктом 19 Правил оказания услуг общепита.

Но тут есть исключение. Если клиенту предложили обслуживание как отдельную услугу, сказали стоимость, и он согласен, брать дополнительную плату можно. К примеру, таким образом к счёту добавляют стоимость доставки еды в отдаленные районы

Чаевые для официантов клиент платит, если захочет. Роспотребнадзор считает, что в этом случае кафе обязано отразить их в чеке в качестве выручки

Ещё с клиентов нельзя брать невозвратный депозит за столик и устанавливать минимальную сумму заказа. Это нарушает право потребителя на свободный выбор товаров и услуг. Получается, если клиент хочет выпить только чашку чая в субботу вечером один за большим столом, заставлять его заказывать минимум на 2 000 руб незаконно. По этому поводу тоже есть мнение Роспотребнадзора.  

Штраф за нарушение прав потребителя

За навязывание доп. услуг и неожиданные строки в чеке Роспотребнадзор штрафует по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. ИП грозит от 1 000 руб. до 2 000 руб, юрлицам — от 10 000 руб. до 20 000 руб.

Нарушения находят по жалобам клиентов, а фиксируют часто с помощью контрольной закупки. Общепит за такое наказывали и раньше, но с 1 января юридически это станет делать значительно проще

Вот пара реальных примеров.
Ресторану выписали штраф в 10 000 руб. за включение в чек посетителей сервисного сбора в размере 5% от суммы заказа. Проверяющие из Роспотребнадзора под видом клиентов просили обслужить их без официантов, у стойки. Но администратор объяснил, что так нельзя и сервисный сбор платят все — дело № А56-55170/2019

Другой ресторан тоже оштрафовали на 10 000 руб. за сервисный сбор в 10% от суммы заказов, который брали за бронирование столика в пятницу на компанию от 6 человек — дело № А56-87950/2019

Источник: Контур.Эльба