БИЗНЕС-РЕГИСТРАТОР

Москва +7 (495) 150 56 52

рабочие дни с 10.00 до 19.00

пятница до 17.00

База знаний предпринимателя

Плюсы и минусы торговли на маркетплейсах

Маркетплейсы
Плюсы и минусы торговли на маркетплейсах
Бурное развитие маркетплейсов началось в период пандемии, и до сих пор годовой прирост составляет 40-60%. «Золотая пятерка»: Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет и AliExpress Россия вместе продают около 9% непродовольственных товаров в России

Для покупателя маркетплейс — это большая витрина, где можно выбрать нужный товар по лучшей цене с доставкой на дом или в ближайший пункт выдачи. Для продавца такая площадка — это посредник, который берет на себя рекламу товара, привлечение клиентов, доставку, выдачу чека и оформление части документов. Продавцу не обязательно даже иметь свой склад и сайт, чтобы торговать на Ozon или Wildberries

Плюсы торговли на маркетплейсах

  • Огромная аудитория покупателей, посещаемая площадка, которая позволяет выйти за пределы города, региона и даже страны. При этом если маркетплейс продает товары за рубеж, обычно он сам решает вопросы валютного контроля и конвертации денег
  • Маркетплейсы могут взять на себя большую часть оргвопросов: оформить товарные карточки, упаковать товар, запустить рекламу, забрать товары со склада и передать их конечным покупателям, составить документы по продажам. Предприниматель может обойтись без сайта и даже кассы — нужно только «свести цифры», чтобы продажи были выгодными
  • Аналитика по продажам, которая отображается в личном кабинете маркетплейса, помогает в расчетах и планировании продаж. Можно увидеть выручку по каждой группе товаров, динамику по периодам или спрос в разных регионах
  • Интеграция личного кабинета в маркетплейсе со складским и бухгалтерским софтом предпринимателя позволяет автоматизировать работу с документами, без ошибок принимать данные в учет и видеть реальное положение дел на складе
Минусы в работе с маркетплейсами

  • Большая конкуренция на площадке вынуждает продавцов демпинговать. Выделиться ценой проще всего, когда рядом на электронной витрине сотни аналогичных товаров
  • Высокие агентские комиссии маркетплейсов и затраты на дополнительные услуги вроде логистики или упаковки товаров заметно уменьшают прибыль. Размер комиссии обычно зависит от категории товаров: на электронику она самая низкая — около 5%, на одежду, обувь или аксессуары — самая высокая, около 15-20% и даже выше. Если добавить сюда доставку, хранение и другие услуги, то от цены продажи маркетплейсу достается до 50-70%
  • Требования по ценовой политике на некоторых площадках принуждают поставщиков занижать цены или показывают товары без скидок в конце списка. На Wildberries есть даже штрафные санкции за недостаточно низкие цены в период акции
  • Недостаточно гибкие условия договора с маркетплейсом — тоже не очень приятное условие. Как правило, продавец может выбрать тип договора, который ему подходит, но не может влиять на него — остается только присоединиться к оферте. При этом маркетплейсы регулярно меняют условие договора, подстраиваясь под рынок, и продавец узнает об этом только задним числом, да и то — если читает рассылки