БИЗНЕС-РЕГИСТРАТОР

Москва +7 (495) 150 56 52

рабочие дни с 10.00 до 19.00

пятница до 17.00

База знаний предпринимателя

В России легализовали майнинг криптовалют

Федеральный закон от 08.08.2024 № 221-ФЗ о майнинге

Принят закон о майнинге криптовалют

Принят Федеральный закон от 08.08.2024 № 221-ФЗ, который ввел основы правового регулирования деятельности по созданию (распределению) цифровой валюты. Документ действует с 19 августа 2024 года.

Закон вводит определения понятий «майнинг», «майнинг-пул», «майнинговая инфраструктура», «оператор майнинговой инфраструктуры», «лицо, организующее деятельность майнинг-пула», «адрес-идентификатор»

Так, майнингом цифровой валюты признается деятельность по проведению математических вычислений путем эксплуатации технических и программно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему, использующую, в том числе технологию распределенного реестра, имеющих целью выпуск цифровой валюты и (или) получение лицом, осуществляющим такую деятельность, вознаграждения в цифровой валюте за подтверждение записей в информационной системе.

Физические лица – граждане Российской Федерации, не являющиеся ИП, смогут осуществлять майнинг, в том числе участвовать в майнинг-пуле, без включения в данный реестр при условии, что потребляемая энергия при осуществлении такой деятельности не превышает установленных лимитов энергопотребления

Устанавливаются требования к юридическим и физическим лицам, которые будут вправе осуществлять майнинг цифровой валюты

Указанную деятельность смогут осуществлять только российские юрлица и ИП, включенные в реестр. Физические лица смогут осуществлять указанную деятельность только в случае непревышения установленного лимита энергопотребления. Не смогут осуществлять майнинг цифровой валюты физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, которые имеют неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти и иные преступления

В случае неоднократного нарушения в течение 1-го года лицом, осуществляющим майнинг цифровой валюты требований, установленных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и изданных в соответствии с ним нормативных актов, лицо исключается из реестра лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, также предусмотрена возможность установления иных случаев исключения из реестра

Правительство наделяется полномочием установления порядка ведения реестра, а также требований к деятельности оператора майнинговой инфраструктуры

При этом ведение реестра лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, и реестра операторов майнинговой инфраструктуры, включая внесение в них сведений, их изменение, исключение сведений из указанных реестров, принятие решения об отказе во внесении в указанные реестры сведений, будет осуществляться Минцифры

При получении цифровой валюты в результате майнинга, лицо, осуществляющее майнинг (в том числе участник майнинг-пула), обязано предоставить информацию о получении цифровой валюты, а также об адресе-идентификаторе, включая адрес-идентификатор майнинг-пула, в инстанцию, уполномоченную Правительством

Кроме того, новым законом устанавливаются требования к репутации лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты и организующих детальность майнинг-пула, контроль (надзор) за соблюдением указанных требований лицами, осуществляющими майнинг цифровой валюты, будет осуществлять Роскомнадзор, а лиц, организующих деятельность майнинг-пула - федеральный орган власти, уполномоченный Правительством

В целях обеспечения контроля за энергопотреблением при осуществлении майнинга цифровой валюты Правительству предоставляются полномочия по установлению запрета на осуществление майнинговой деятельности в отдельных регионах или на отдельных их территориях

При этом также устанавливается запрет на совмещение майнинговой деятельности с деятельностью, связанной с электроэнергетикой

Кроме того, изменениями предусматривается установление ряда запретов, в том числе:

  • на рекламу цифровой валюты, а также на рекламу товаров (работ, услуг) в целях организации обращения и (или) обращения цифровой валюты
  • на предложение неограниченному кругу лиц цифровой валюты, а также товаров (работ, услуг) в целях организации обращения и (или) обращения цифровой валюты

В целях совершенствования регулирования ЦФА вводится понятие иностранных цифровых прав (ИЦП), квалификацию которых с целью допуска таких ИЦП к обращению в российских информационных системах будет осуществлять оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА

При этом вводится запрет на приобретение ИЦП физическими лицами, если иное не будет предусмотрено нормативным актом Банка России

В целях обеспечения стабильности финансового рынка Банку России предоставляется право устанавливать дополнительные требования к ИЦП, особенности учета и обращения ИЦП в российских информационных системах, а также ввести запрет на допуск к обращению в Российской Федерации отдельных видов ИЦП

Также предусматривается возможность выпуска ЦФА, решение о которых содержит указание на возможность их приобретения только индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, указанными в таком решении или соответствующим критериям, указанным в таком решении (адресные ЦФА)

Кроме того, предусматривается возможность подписания решения о выпуске ЦФА усиленной квалифицированной электронной подписью не только индивидуальными предпринимателями или единоличным исполнительным органом юридического лица, но и их уполномоченными представителями

В целях осуществления контроля за операциями в цифровой валютой устанавливается обязанность юрлиц и ИП, осуществляющих майнинг представлять в Росфинмониторинг информацию о сделках с цифровой валютой, если есть основания полагать, что такие цифровые валюты могли быть использованы для целей легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения или иного уголовно наказуемого деяния

При этом Росфинмониторинг наделяется полномочием вести перечень адресов-идентификаторов, в отношении которых есть основания полагать, что операции с цифровой валютой, совершенные по таким адресам-идентификаторам, осуществлены в противозаконных целях